Муниципальное образование Ясиноватский муниципальный округ Донецкой Народной Республики

История города Ясиноватая

2014 год — Город вошёл в состав Донецкой Народной Республики.

2015 год — C 16 октября от станции Ясиноватая через Донецк до границы с Россией ходит ежедневный пассажирский дизель-поезд. Открыт музей локомотивного депо Ясиноватая — Западная.

2016 год — внесены изменения в герб и флаг города. Первое поднятие флага состоялось в День города, который отмечался в этом году 17 сентября.

2017 год — Открыт спортивно-оздоровительный комплекс «Локомотив». Подписано соглашение о сотрудничестве между городом Ясиноватая и российским городом Муромом. Открыт Ясиноватский музей.

2018 год — Городу присвоено почетное звание «Город воинской славы». Установлен памятный знак «Ясиноватая — Город воинской славы»

2014 - .... Город Ясиноватая подвергается регулярным обстрелам со стороны вооруженных формирований Украины. Только за 2022 год погибло более 50 человек, ранено более 130, разрушено более 2 100 объектов жилой и социальной инфраструктуры.

30 сентября 2022 года — Город вошёл в состав Российской Федерации.

Ясиноватая — город районного подчинения в Донецкой Народной Республике, центр района. Расположена в 21 км к северу от Донецка, в верховьях рек Кальмиус и Кривой Торец. Крупный железнодорожный узел. Через город проходит автодорога Донецк—Харьков. 

Территория, где расположена Ясиноватая, была заселена еще в глубокой древности. В окрестностях города обнаружена неолитическая стоянка, раскопаны 25 курганов, в которых выявлены 47 погребений — эпохи меди-бронзы, 21 — кочевников, в т. ч, одно погребение торка середины XI в. На территории города найден клад с украшениями кочевников (XI—XIII вв.). История Ясиноватой тесно связана с развитием промышленности Донбасса. Одновременно с сооружением в 1869 году Юзовского металлургического завода началось строительство Константиновско-Еленовской железнодорожной линии, которая должна была соединить завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой и районом Еленовки с залежами железной руды и флюсовых известняков. 25 марта 1872 года открылось движение на первом ее участке Константиновка — Александровка, на котором построили и станцию Ясиноватая. Около нее вырос небольшой поселок — несколько землянок и бараков для строителей. Название станция и поселок получили от села Ясиноватого, расположенного в 4 км к северо-востоку от станции. В 1879 году вступила в строй линия Ясиноватая—Криничная—Хацапетовка, в 1883 году — Ясиноватая—Макеевка, через год — Ясиноватая—Синельниково, а в 1893 году—Ясиноватая—Мушкетово. Станция из линейной превратилась в узловую Екатерининской железной дороги.


С расширением станции росло количество рабочих-железнодорожников. Это были бывшие строители железной дороги, в основном выходцы из густонаселенных районов Украины и центральных губерний России, обедневшие местные крестьяне и ремесленники. Труд большинства железнодорожников, особенно станционных рабочих, оплачивался низко.

Жили рабочие в землянках и бараках, часто по две семьи в одной комнате. Некоторые из них снимали углы в ближайших селах, другие вынуждены были ютиться в приспособленных под жилье товарных вагонах. Еще более ухудшилось положение трудящихся в годы экономического кризиса в начале XX в. и в период русско-японской войны. Росту политического сознания ясиноватских железнодорожников способствовали их тесные связи с рабочими Екатеринослава и Юзовки. В начале лета 1905 года на станции создается социал-демократическая группа. Под ее влиянием ясиноватские железнодорожники приняли участие в Октябрьской всероссийской политической стачке. В ноябре делегация трудящихся Ясиноватой отправилась в Екатеринослав, чтобы предъявить администрации железной дороги требования об улучшении условий труда и быта. Делегаты побывали на митингах в рабочих клубах, получили немало революционной литературы. После возвращения в Ясиноватую они развернули агитацию среди рабочих.

8 декабря 1905 года на станции была получена телеграмма Екатеринославского боевого стачечного комитета с призывом присоединиться ко всеобщей забастовке. Состоялся митинг, на котором решили создать боевую рабочую дружину и немедленно начать забастовку. Перед администрацией железной дороги были выдвинуты требования — ввести восьмичасовый рабочий день, увеличить заработную плату. Оружия не хватало, поэтому кузнецу И. Д. Кравченко поручили ковать пики. 9 декабря на митинге избрали распорядительный комитет, который фактически взял власть в свои руки. В тот же день в Ясиноватую прибыла 12-я рота 280-го Балаклавского пехотного полка. Это еще более обострило обстановку. 10—12 декабря состоялись митинги, в которых принимали участие не только трудящиеся Ясиноватой и жители окрестных сел, но и часть солдат из прибывшей роты. На митингах провозглашался лозунг: «Долой самодержавие!»


13 декабря в Ясиноватой было объявлено положение «усиленной охраны». Власти запретили всякие митинги и сходки. У входа в вокзал, у кассы и аппаратной телеграфа выставили часовых. Но железнодорожники собрались на митинг протеста, предлагая солдатам сдать оружие и оставить станцию. Когда солдаты разогнали демонстрантов, боевая дружина Ясиноватой обратилась за помощью к дружинникам других станций. Вскоре в Ясиноватую прибыла авдеевская, гришинская и дебальцевская дружины. Вместе с ясиноватцами они разоружили жандармов и часовых, а затем отправились к продовольственному складу, где разместились солдаты. Дружинники арестовали командира роты. Он обещал приказать роте сложить оружие, но, появившись перед ней, скомандовал: «В ружье!». Однако прежде чем солдаты успели выполнить этот приказ, офицер был убит. Между солдатами и дружинниками началась перестрелка. Вскоре рота прекратила сопротивление и сложила оружие. Это было первое вооруженное столкновение рабочих Донбасса с царскими войсками в 1905 году. В память об этом событии на здании вокзала установлена мемориальная доска.

Весть о победе дружинников в Ясиноватой быстро облетела все окрестные заводы, шахты, железнодорожные станции и еще больше подняла боевой дух рабочих. 17 декабря ясиноватская дружина вместе с другими боевыми дружинами приняла участие в вооруженном восстании в Горловке.


Почти две недели в Ясиноватой продержалась власть восставших рабочих. Только 21 декабря правительственные войска овладели станцией. Наиболее активные участники восстания были арестованы. В обвинительном акте Одесского военно-окружного суда, рассматривавшего в декабре 1908 года дело о вооруженном восстании на Екатерининской железной дороге, значились 18 ясиноватцев. Большинство из них суд приговорил к различным срокам каторжных работ.

На формирование политического сознания трудящихся Ясиноватой в годы нового революционного подъема большое влияние оказала газета «Правда». Через Ясиноватую ее доставляли для рабочих близлежащих предприятий. Революционные волнения охватывали все более широкие слои трудящихся. Только в сентябре 1912 года за участие в революционных выступлениях администрация станции уволила с работы и выслала из Ясиноватой 113 человек.

В начале XX в. в Ясиноватой проживало 800 человек, в основном рабочие-железнодорожники и их семьи. В поселке насчитывалось всего 40 жилых домов. Имелись паровая мельница, 10 торговых заведений. На станции соорудили паровозное депо, путейные мастерские, угольный склад, построили двухэтажное здание вокзала. В 1911 году через Ясиноватую проходило в сутки 90 товарных и 19 пассажирских поездов, всего более 3 тыс. вагонов.


Изнурительный труд, низкая заработная плата, плохие бытовые условия подтачивали здоровье рабочих. Медицинское обслуживание было неудовлетворительным. В станционном медпункте работал один фельдшер. Ближайшая больница на 18 коек находилась в Авдеевке. В 1902 году на медицинское обслуживание одного человека ассигновали всего 1 руб. 47 коп. Только в 1903 году во время эпидемии холеры департамент железных дорог согласился найти «дополнительные» средства для содержания второго фельдшера. Не больше внимания уделялось и образованию. Только в 1897 году в поселке открылось одноклассное училище. В 1910 году была построена школа с четырьмя классными комнатами. Училище из одноклассного преобразовали в двухклассное. Здесь четыре учителя обучали 163 ученика.

Во время первой мировой войны в Ясиноватой происходили антивоенные выступления. Одно из них, состоявшееся 22 июля 1914 года, сопровождалось перестрелкой между солдатами из проходившего эшелона и полицейскими. Двое солдат получили ранение. Организаторов выступления арестовали.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции 2 марта в Ясиноватой был избран Совет рабочих депутатов. Однако большинство в исполнительном комитете Совета принадлежало меньшевикам и другим мелкобуржуазным партиям. В конце апреля 1917 года в поселке была создана инициативная большевистская группа, которая развернула среди рабочих активную работу, разоблачая антинародную политику Временного правительства и соглашательскую политику меньшевиков и эсеров. После июльского кризиса меньшевистский исполком Ясиноватского Совета запретил большевикам вести агитационную работу среди населения. Тогда было созвано собрание рабочих, на котором большевики поставили вопрос о переизбрании Совета. Все попытки меньшевиков сорвать новые выборы провалились. В состав новоизбранного 16 июля исполкома Совета рабочих депутатов вошли большевики и сочувствующие им: А. Л. Томашевский, Ф. И. Гранковский, К. Т. Карчак, И. Л. Топорец (член правительства УССР в 1926— 1934 гг.) и др. К 15 октября большевистская организация возросла до 40 человек. Тогда же был избран большевистский комитет, в который входили Е. П. Бураков, И. Буровой, И. Жадан и другие. В первые дни после победы Великой Октябрьской социалистической революции на станции состоялись митинги и демонстрации. В приветствии Ясиноватского Совета рабочих депутатов Совету Народных Комиссаров говорилось: «Приветствуем Народных Комиссаров как правительство угнетенных народов России, приветствуем выпущенные декреты правительства, в которых начертана программа рабочих, солдат и крестьян, и будем принимать все способы для проведения последних в жизнь». 16 ноября 1917 года по инициативе большевиков на станции создали революционный комитет в составе Т. Щура (председатель), Ф. И. Гранковского, И. П. Полякова, В. Пашковского, П. А. Шалимова и др. Ревком организовал отряд Красной гвардии, в котором насчитывалось 30 человек. Ясиноватские красногвардейцы вместе с макеевскими, пришедшими им на помощь, разоружали направлявшиеся с фронта на Дон воинские части. Отобранное оружие использовалось для вооружения рабочих Ясиноватой, Макеевки, Юзовки, которым уже с начала декабря 1917 года пришлось вести ожесточенные бои против наступавших на Донбасс контрреволюционных войск Каледина. 22 декабря в Ясиноватую вступили революционные войска под командованием Р. Ф. Сиверса. Усиленные местными отрядами Красной гвардии, они развернули во второй половине января 1918 года решительное наступление против Каледина.


Однако вскоре нависла угроза австро-германской оккупации. Ясиноватские железнодорожники работали с большим напряжением, эвакуируя оборудование предприятий Юзовки и Макеевки. 10 апреля 1918 года отсюда ушел последний эшелон, с которым выехал и Ясиноватский ревком. 18 апреля Ясиноватую заняли австро-германские войска. Для организации подпольной работы в тылу оккупантов был оставлен коммунист Е. П. Бураков. Созданная им группа установила связь с другими подпольными организациями Донбасса. Подпольщики выводили из строя паровозы, призывали население саботировать распоряжения оккупационных властей, срывали отправку в Германию награбленного добра. Летом 1918 года ясиноватцы приняли участие во Всеукраинской забастовке железнодорожников. В ноябре 1918 года австро-германские оккупанты вынуждены были уйти из Ясиноватой.

Зимой и в начале весны 1919 года в этом районе шли непрерывные бои с деникинскими войсками, и станция несколько раз переходила из рук в руки. Ясиноватские железнодорожники мужественно сражались против белогвардейцев в рядах Красной Армии и в тылу врага. В марте 1919 года машинист Д. М. Будников и его помощник П. Бондаренко, устранив охрану, сумели захватить и увести в освобожденную Авдеевку бронепоезд «Генерал Корнилов». Несколько дней спустя рабочие М. С. Безуглый, А. Я. Марченко, В. Ф. Камшилов и Г. Еременко устроили на перегоне между Ясиноватой и Юзовкой столкновение двух деникинских бронепоездов.


В первых числах мая 1919 года части 13-й армии освободили Ясиноватую от деникинцев. Станция стала важным опорным пунктом советских войск. Но в конце мая, подтянув свежие силы, Деникин снова развернул наступление. Части Красной Армии вели в районе поселка упорные бои против деникинцев. Между станциями Ясиноватая и Криничная курсировал советский бронепоезд, экипаж которого сражался до последнего бойца. Тяжело раненного командира-матроса деникинцы изрубили. Захватив Ясиноватую, они учинили жестокую расправу над советскими активистами и членами их семей.

31 декабря 1919 года 372-й полк Первой Конной армии освободил станцию от врага, захватив большие трофеи. Сразу возобновили деятельность партийная организация и ревком, которые подготовили и провели в апреле 1920 года выборы в поселковый Совет. Председателем исполкома Совета рабочих депутатов ясиноватцы избрали коммуниста Ф. И. Гранковского. В октябре того же года на станции оформилась комсомольская ячейка. Среди первых комсомольцев были А. С. Дятлов, Е. А. Назаренко, М. Буракова и др. Коммунисты и комсомольцы мобилизовали рабочих-железнодорожников на борьбу против польских интервентов и Врангеля. В это время Ясиноватая становится одной из важнейших баз формирования бронепоездов для Красной Армии.

После разгрома внутренней контрреволюции и иностранных интервентов началось восстановление железнодорожного узла. Железнодорожникам оказывали помощь жители поселка и других районов страны. Ярким проявлением нового, коммунистического отношения к труду явились субботники. 3 июля 1920 года в одном из них приняли участие 23 коммуниста и 93 беспартийных рабочих. За два часа работы они нагрузили семь вагонов кирпичом и разгрузили пять вагонов антрацита.


Расширилась сеть станционных путей. Возводились новые производственные здания, возрастала пропускная способность станции. В авангарде борьбы за скорейшее восстановление узла шли коммунисты. Партийная организация в апреле 1926 года насчитывала уже 85 членов партии. Значительную роль в восстановлении станции сыграли общественные организации Ясиноватой. Летом 1925 года профсоюзная организация объединяла 724 человека. При месткоме профсоюза работали комиссии — производственно-техническая, организационно-культурная, охраны труда.

В Ясиноватой в 1923 году насчитывалось 113 жилых домов и проживало 2896 человек. Рос и благоустраивался поселок. Общественный жилищный фонд в 1926 году составлял 8 тыс. кв. метров, часть домов электрифицировали, был сооружен водопровод. В том же году Ясиноватая отнесена к категории поселков городского типа. Улучшилось медицинское обслуживание населения. В амбулатории поселка работали три врача и шесть человек среднего и младшего медицинского персонала. В 1927 году построили новое здание семилетней школы. Работала школа ликбеза. По инициативе коммунистов еще в начале 1921 года открыли избу-читальню, где проходили собрания, организовывались лекции, выставки. В 1925 году сооружен клуб железнодорожников им. Свердлова с кинозалом на 312 мест. При клубе действовала библиотека, фонд которой составлял около тысячи экземпляров книг.


Большая работа по реконструкции Ясиноватского железнодорожного узла развернулась в годы индустриализации страны и довоенных пятилеток. На протяжении первой пятилетки пропускная способность станции должна была увеличиться в 3,5 раза. Чтобы успешно выполнить эти планы, партийная, комсомольская и профсоюзная организации начали в первую очередь борьбу с текучестью кадров. Уже к середине 1930 года все комсомольцы узла объявили себя закрепленными за производством до конца пятилетки. Их примеру последовали более 40 проц. железнодорожников. Широко развернулось социалистическое соревнование. В 1929 году в нем приняли участие 25 бригад, благодаря чему производительность труда повысилась на 22 проц., а себестоимость выполняемых работ снизилась на 27 проц. В следующем году соревнованием было охвачено 90 проц. рабочих. Новаторы узла в 1930 году внесли 36 рационализаторских предложений, большинство из которых было внедрено в производство. За самоотверженный труд многие рабочие получили высокие правительственные награды. Накануне 1 Мая 1932 года на всесоюзном и всеукраинском конкурсах оздоровления подвижного парка коллектив обменного пункта станции занял первое место и получил денежную премию. Активно включились работники станции в стахановское движение. Так, в октябре 1935 года составитель поездов М. М. Кожухарь, совместив операции по формированию поездов с процессом накопления вагонов, сократил время формирования одного поезда с 60 до 20 минут. Метод работы М. М. Кожухаря начали внедрять но только на Ясиноватском железнодорожном узле, но и на всех железных дорогах страны.

Благодаря самоотверженному труду и творческой инициативе коллектива станции реконструкция была успешно завершена. Длина станционных путей достигла в 1939 году 147 км, вступили в строй паровозное депо «Запад» и вагонное депо «Восток», западная и восточная сортировочные горки, начала работать электрическая система централизованного управления стрелками, автоматическая блокировка связи. Грузооборот станции за годы двух первых пятилеток увеличился почти в пять раз. Ясиноватая превратилась в одну из крупнейших узловых станций страны. С 1937 года Ясиноватское отделение было отнесено к Южно-Донецкой железной дороге. В том же году в поселке разместилось управление этой дороги.

В Ясиноватой сооружались новые предприятия. В 1927 году вступил в строй мукомольный завод, производительность которого составляла 120 тонн в сутки. В 1931 году построили фабрику-кухню, на хлебозаводе после реконструкции производство продукции увеличилось в два раза.

Быстро менял свой облик поселок. На западной окраине вырос жилой массив — соцгородок железнодорожников, застроенный двух- и трехэтажными домами. С 1926 по 1936 год общественный жилищный фонд увеличился в четыре раза и достиг 32 тыс. кв. метров. В 1933—1936 гг. посажен парк.

В 1938 году Ясиноватая стала городом районного подчинения. По данным всесоюзной переписи 1939 года, здесь проживало уже 16 410 человек. Из года в год улучшалось медицинское обслуживание трудящихся. Были построены железнодорожная больница и поликлиника. В 1940 году медицинскую помощь населению оказывали 24 врача и 138 человек среднего медперсонала.

До середины 30-х годов была ликвидирована неграмотность. Открылся рабфак, где в 1931 году обучалось 173 человека. В 1939 году в городе работали две средние, две семилетние школы и школа рабочей молодежи, в которых 132 учителя обучали более 3 тыс. учеников. Многие выпускники школы стали впоследствии учеными, военачальниками, деятелями культуры и искусства. Так, А. Ф. Лубченко за успехи в области теоретической физики в 1966 году удостоен Ленинской премии. При клубе железнодорожников им. Свердлова работали различные кружки художественной самодеятельности. Важную роль в культурно-просветительной работе играла местная пресса. В разное время на протяжении 30-х годов в Ясиноватой издавались газеты «Красный железнодорожник», «Политотдел транспорта», «Политотдельская правда», «За образцовый узел», «Магистраль угля».

Все более активизировалась деятельность Ясиноватского поселкового Совета, в составе которого в 1931 году было 45 коммунистов и 13 комсомольцев. Постоянно действующие комиссии — РКИ, коммунально-хозяйственная, культурно-бытовая, санитарная, финансово-кооперативная, транспортная — опирались на широкий актив трудящихся, вникали во все вопросы социалистического строительства. Жители города принимали активное участие в общественно-политической жизни. С гневом и возмущением встретили они весть о нападении в 1929 году китайских милитаристов на КВЖД и границы СССР и об оккупации в 1931 году Маньчжурии Японией. На митинге 12 ноября 1931 года они единогласно приняли решение о ликвидации «воинской неграмотности». В 1936—1937 гг. железнодорожники активно обсуждали новую Конституцию СССР и Положение о выборах в Верховный Совет СССР. С большим политическим подъемом прошли 12 декабря 1937 года выборы в Верховный Совет СССР, в которых приняли участие 98,8 проц. избирателей.

Когда началась Великая Отечественная война, трудящиеся города отдавали все силы для победы над врагом. Многие железнодорожники ушли на фронт, оставшиеся работали за себя и за тех, кто стал на защиту Отчизны. Для многих рабочих стало правилом давать по три, четыре и даже пять производственных норм в день. Коллектив котельного цеха паровозного депо в первые три месяца войны в среднем выполнял план на 350 проц. Велась решительная борьба за экономию топлива, материалов, сырья. Переведя движение поездов на военный график, ясиноватские железнодорожники бесперебойно и своевременно доставляли грузы по назначению.

Коллектив локомотивного депо своими силами оборудовал бронепоезд, выделив для этого паровоз и несколько вагонов. В этом ему помогали рабочие Сталинского металлургического завода. В начале октября бронепоезд отправился на защиту Москвы. Сопровождать его поручили лучшей бригаде в составе машинистов П. М. Вовка, В. П. Крищенко, помощников машинистов И. С. Охрименко, В. В. Юникова. Прибыв в столицу, вся бригада влилась в ряды ее защитников. Вначале команда бронепоезда воевала на Можайском направлении, затем в районе Волоколамского шоссе, поддерживая гвардейцев прославленной дивизии генерала И. В. Панфилова. Начав боевой путь на подступах к Москве, команда бронепоезда закончила его в польском городе Вроцлаве. За отвагу и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, члены команды бронепоезда П. М. Вовк, В. П. Крищенко, И. С. Охрименко и В. В. Юников награждены орденом Красной Звезды, медалями. Когда фронт приблизился к Донбассу, городская партийная организация и Совет депутатов трудящихся организовали эвакуацию в тыл ценного оборудования.

22 октября 1941 года гитлеровцы захватили Ясиноватую, установив здесь, как и на всей оккупированной территории, жестокий режим грабежа и насилия. Прежде всего они учинили расправу над коммунистами и их семьями. За годы оккупации расстреляно более 20 жителей Ясиноватой. Недалеко от города, на территории совхоза «Комсомолец», оккупанты создали лагерь для военнопленных, в котором от пыток, голода и эпидемий погибло около 7 тыс. советских граждан.

В 1942 году в Ясиноватой начала действовать подпольная группа, возглавляемая С. М. Павловым. В ее состав входили Н. И. Грищенко, Л. А. Скляров, П. И. Костюк, Е. А. Червопобаба, А. Ф. Толбатов и др. Подпольщики распространяли листовки среди населения. Они доставали для военнопленных, работавших на станции, бланки удостоверений и паспорта, помогали пробираться к своим. Рабочие железной дороги насыпали песок в буксы, устраивали аварии поездов, подделывали транспортную документацию. Ясиноватские патриоты наладили связь с подпольной группой И. В. Верзилова, действовавшей в Авдеевке, а с ее помощью — с командованием Красной Армии. В августе 1943 года подпольщики Ясиноватой и Авдеевки создали объединенную группу «Смерть фашистским оккупантам!», которая своими действиями во вражеском тылу помогала наступающим советским войскам.

8 сентября 1943 года части 34-й гвардейской дивизии под командованием генерал-майора Ф. В. Брайляна освободили Ясиноватую от гитлеровских захватчиков. В этих боях принимали участие и подпольщики. Большинство из них стало бойцами Красной Армии.

На фронтах Великой Отечественной войны сражались 1187 ясиноватцев, из них 387 отдали жизнь за свободу и независимость Родины. Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили мужество и героизм ясиноватцев, боровшихся против гитлеровских захватчиков на фронте и трудившихся в тылу, наградив около 800 человек орденами и медалями. В боях при форсировании Днестра летом 1944 года бесстрашно сражался против врага М. А. Ралдугин. Он и двое красноармейцев ночью переправились на лодке на правый берег, уничтожили два пулеметных вражеских расчета, захватили небольшой плацдарм и два дня продержались здесь, дав возможность товарищам закрепиться и расширить плацдарм. М. А. Ралдугину присвоено звание Героя Советского Союза. Бывший путейный рабочий В. М. Лавский в рядах интернациональных бригад сражался за республику в Испании. Во время Великой Отечественной войны он был штурманом бомбардировочного полка. Воевал под Киевом, Полтавой, Харьковом, Сталинградом, освобождал Донбасс, Крым, Львов, закончил войну в Праге. Награжден 11 орденами и медалями. В 1965 году генерал-лейтенанту авиации В. М. Лавскому за заслуги в освоении авиационной техники и отличное воспитание и обучение летных кадров одному из первых присвоено звание заслуженного военного штурмана СССР.

Ясиноватец генерал-майор артиллерии Ф. Н. Ребров награжден 8 орденами и 10 медалями. Ордена Славы трех степеней и медалей удостоены В. И. Журавлев и М. И. Ступаков.

20 сентября 1943 года в Ясиноватой было создано бюро райкома партии и оргбюро городского Совета депутатов трудящихся. В первом же постановлении бюро призвало жителей к восстановлению разрушенного хозяйства. Гитлеровцы опустошили станцию и город, в груду развалин превратили железнодорожный вокзал, вывели из строя механизированные горки и депо. Из 147 км путей уцелело лишь 2 км. Оккупанты разрушили больницу, школу и много других зданий. Уже через три дня после изгнания врага из Ясиноватой отправился первый поезд. 16 октября состоялось совместное совещание оргбюро городского Совета с членами исполкома, депутатами и активом, избравшее председателя горсовета и все комиссии. 21 октября на первом после освобождения собрании партийной организации обсуждался вопрос о развертывании социалистического соревнования на железнодорожном транспорте. Люди работали днем и ночью. Мужчин, сражавшихся против врага на фронтах, заменили женщины и подростки. А. Кравченко и О. Чукоткина стали машинистами компрессоров, Е. Сердюк и А. Карлова в совершенстве овладели профессией машиниста углеподъемных кранов, А. Ключник — специальностью моториста теплой промывки паровозов.

В восстановлении разрушенного хозяйства ясиноватцам помогала вся страна. С Урала, Закавказья, Дальнего Востока, из Сибири, Средней Азии поступали оборудование для железнодорожной станции, строительные материалы, инструменты, прибывали квалифицированные рабочие. Коллектив депо станции Свердловск прислал отремонтированный в неурочное время паровоз. Ежедневно на восстановлении железной дороги работало 1115 человек.

К 26-й годовщине Великого Октября вступили в строй основные цеха паровозного депо, были восстановлены десятки километров станционных путей. К 1 января 1944 года на станции полностью восстановили 43 км путей, функционировали сортировочные горки. Широко развернулось социалистическое соревнование за звание ударников и стахановцев. К началу 1944 года из 323 рабочих станции в нем участвовало 232 человека. За ударный труд в течение года коллективу станции трижды присуждалось переходящее Красное знамя Наркомата путей сообщения СССР, а также Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Многие железнодорожники были удостоены высоких правительственных наград, в т. ч. начальник станции А. Д. Захаренко — ордена Ленина.

Одновременно с основным предприятием Ясиноватой — станцией — восстанавливали хлебозавод, фабрику-кухню. Комсомольская организация, которая в 1944 году объединяла 857 юношей и девушек, провела 76 воскресников, расчищая улицы, ремонтируя здания. Это позволило в короткие сроки наладить работу школ и больницы. К началу 1944 года в четырех школах города обучалось 2352 ученика. В больнице (на 105 коек) насчитывалось 22 человека медперсонала.

Население города, как и весь советский народ, оказывало помощь фронту. Отправляли бойцам на фронт теплые вещи, собирали средства на строительство танков, самолетов. На собранные в конце 1943 — начале 1944 года средства был построен самолет «Железнодорожник Донбасса».

Высокую трудовую активность и творческую инициативу проявили ясиноватцы в борьбе за досрочное выполнение четвертой пятилетки. В 1947 году Министерство путей сообщения СССР признало лучшим машинистом страны С. Е. Бессонова, увеличившего среднесуточный пробег паровоза до 500 км (при норме 305). С. Е. Бессонов начал водить при любых климатических условиях тяжеловесные поезда с грузом, превышавшим норму на 600—700 тонн. Почин С. Е. Бессонова поддержали машинисты других железных дорог. В Ясиноватском депо его последователями стали И. С. Фирсанов, Н. Я. Ермохин и др. Комсомолец В. Зайцев уже в феврале 1948 года выполнил трехлетнюю норму формирования поездов. В. Зайцев был делегатом XIII съезда комсомола Украины, где его избрали членом ЦК ЛКСМУ. Его учитель и наставник М. М. Кожухарь, применяя прогрессивные методы формирования поездов, выполнил пятилетнее задание менее чем за четыре года и был удостоен почетного звания «Лучший составитель поездов сети железных дорог».

В 1946 году в городе началось сооружение машиностроительного завода, а через два года предприятие уже выпустило первую продукцию — башенные краны и стрелочные переводы. В 1953 году завершили строительство основных цехов завода. Машиностроители освоили производство горнопроходческих комбайнов, дробилок и т. д. В городе вступил в строй завод железобетонных изделий. С 1958 года начал выпуск продукции завод метлахских плиток. Развернули работы три строительных управления, две автоколонны.

В апреле 1958 года ясиноватские железнодорожники начали внедрение на транспорте тепловозов, а через год приступили к электрификации железной дороги. К 42-й годовщине Великого Октября завершилась электрификация первого участка — Ясиноватая—Чаплино, а к концу семилетки — всех основных направлений Ясиноватского отделения. В 1965 году прогрессивными видами тяги — тепловозной и электровозной — перевезено 99 проц. всех грузов, благодаря чему производительность труда увеличилась вдвое. На базе электрификации осуществлялась дальнейшая механизация основных процессов формирования поездов на горках, внедрялась комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в депо. Горячо поддержали трудящиеся Ясиноватой патриотическое движение бригад и ударников коммунистического труда. В 1962 году звание коллектива коммунистического труда завоевали 52 бригады, а звание ударников — 130 железнодорожников.

На машиностроительном заводе в 1958 году первой звание коллектива коммунистического труда получила комсомольско-молодежная бригада слесарей-сборщиков, возглавляемая И. М. Марченко. А в 1965 году в движении за коммунистический труд принимало участие уже более 60 проц. всех рабочих завода.

Под руководством партийных и профсоюзных организаций на предприятиях создаются общественные конструкторские бюро, бригады рационализаторов и новаторов производства. Рационализаторы и изобретатели в 1963 году создали в вагонном депо полуавтоматическую конвейерную линию для ремонта контейнеров, благодаря чему производительность труда возросла почти в два раза. Авторы этого изобретения И. Т. Редкий, Н. В. Коломиец, Е. Н. Коношенок, П. Д. Губенко (ныне заслуженный рационализатор УССР), Д. Ф. Белой и В. Д. Вякирев были награждены малыми золотыми медалями ВДНХ СССР.

Всего за семилетку рационализаторы и изобретатели Ясиноватского отделения железной дороги внесли 5660 рационализаторских предложений, из которых 4691 внедрили в производство с экономическим эффектом более 2322 тыс. руб. Производительность труда повысилась на 31,9 проц. 140 работников отделения за высокие показатели в труде удостоены правительственных наград. Начальнику отделения Н. В. Брикалову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Благодаря механизации основных процессов производства и усовершенствованию технологии увеличился выпуск промышленной продукции предприятиями города в годы семилетки. Стоимость ее составляла более 20 млн. руб. в год. Успешно выполнил семилетний план коллектив Ясиноватского машиностроительного завода. Машины с маркой этого завода работают не только в нашей стране, а и на горных предприятиях ПНР, ЧССР, ГДР, Канады, Японии и других стран. За успехи, достигнутые в выполнении семилетнего плана, большая группа рабочих и служащих завода удостоена правительственных наград, в т. ч. слесарь-сборщик Н. А. Сопин — ордена Ленина.

Новыми трудовыми подвигами откликнулись трудящиеся Ясиноватой на решения XXIII съезда КПСС. Составитель поездов станции коммунист И. П. Одыница обязался формировать за смену два-три поезда сверх нормы, а за пятилетку составить 850 сверхплановых маршрутов. Взятые обязательства он успешно выполнил. За ударный труд в восьмой пятилетке И. П. Одыница награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Почин его поддержали другие составители поездов Ясиноватой, а также всей Донецкой железной дороги, включившиеся в соревнование за достойную встречу 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Больших трудовых успехов в юбилейном соревновании добилась колонна локомотивного депо, возглавляемая коммунистом Д. Р. Деминым, делегатом XXIII съезда КПСС. Теперь — это колонна им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Д. Р. Демин удостоен ордена Ленина. За самоотверженный труд и успешное выполнение социалистических обязательств, принятых в честь 50-летия Великого Октября, коллектив Ясиноватского отделения Донецкой железной дороги награжден памятным Красным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Почетное звание коллективов им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции завоевали также восемь бригад машиностроительного завода.

С 1968 года трудящиеся города включились в соревнование за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В течение третьего квартала того же года рабочие вагонного депо сократили время ремонта вагонов до 22,8 часа при норме 24, а профилактического — до 7 часов при норме 14. Передовой метод ремонта вагонов обобщен Министерством путей сообщения СССР и рекомендован для внедрения на всех дорогах. Вагоноремонтники первыми на Донецкой железной дороге оборудовали цех ремонта букс с роликовыми подшипниками, механизировав и автоматизировав все процессы монтажа букс и промывания подшипников. Это нововведение позволило более чем на 40 проц. сократить время демонтажа и ускорить ремонт роликовых пар. Коллектив вагонного депо награжден Ленинской юбилейной почетной грамотой Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Ленинской юбилейной медали удостоены 2574 труженика города.

Воодушевленные решениями XXIV съезда КПСС, трудящиеся Ясиноватой под руководством партийной организации активно включились в социалистическое соревнование за успешное выполнение заданий девятой пятилетки. В юбилейном 1972 году на Ясиноватском машиностроительном заводе всеми формами соревнования было охвачено 95,6 проц. работающих. Участвуя во Всесоюзном общественном смотре использования резервов производства и режима экономии, рационализаторы завода в 1971—1972 гг. подали 3288 рационализаторских предложений, из которых реализовано 649 с экономическим эффектом 792 тыс. руб., сэкономлено 634 тонны металла и 2335 квт-час. электроэнергии. Внедрение на заводе научно-технических достижений дало возможность ускорить выпуск новой высококачественной продукции. Из 22 видов машин, освоенных в девятой пятилетке, девять получили оценку высшей категории качества, в т. ч. уникальная машина — тоннельный комбайн КТІ-5,6, проходческий  комбайн «Ясиноватец-2», дробилка ДДЗ-16, экономический эффект от внедрения которой составляет 204,2 тыс. руб. Тоннельные комбайны с маркой Ясиноватского машиностроительного завода успешно применяются на строительстве Ленинградского и Пражского метрополитенов, используются при сооружении Байкало-Амурской магистрали.

Соревнуясь за достойную встречу 50-летия образования СССР, коллектив вагонного депо внедрил на текущем безотцепном ремонте самоходные ремонтные машины. Развернулись работы по реконструкции сортировочной станции, которая полностью должна быть завершена в 1977 году.

В результате внедрения новой техники, применения передовых методов труда к концу 1975 года значительно сократилось время формирования поездов. На Ясиноватском отделении Донецкой железной дороги за девятую пятилетку производительность труда выросла на 30 проц. Поддержав инициативу коллектива станции Люблино-Сортировочная Московской железной дороги, ясиноватские железнодорожники перешли к формированию поездов одним составителем без помощника. Связь составителя со стрелочником и машинистом маневрового локомотива поддерживается с помощью радиостанции. Применение нового метода дало возможность сэкономить более 20 тыс. руб. в год, значительно повысить производительность труда.

Горячо откликнулись трудящиеся Ясиноватой на призыв Коммунистической партии включиться в социалистическое соревнование за достойную встречу XXV съезда КПСС. Коллективы завода железобетонных изделий, ремонтно-прокатной базы, механизированной колонны № 118 и автобазы треста «Донбасстрой» досрочно, в канун 58-й годовщины Великого Октября, рапортовали о завершении пятилетних заданий. Досрочно выполнили также пятилетку локомотивное депо Ясиноватая-Западное, дистанция гражданских сооружений, комбинат хлебопродуктов и Ясиноватское отделение Донецкой железной дороги, отправившее сверх пятилетнего плана 3,3 млн. тонн народнохозяйственных грузов. До 1 ноября 1975 года личные пятилетки выполнили 1250 тружеников Ясиноватского отделения Донецкой железной дороги, 300 рабочих-строителей и 195 работников Ясиноватского машиностроительного завода. Составитель поездов коммунист Н. И. Чернявский завершил свое пятилетнее задание 30 декабря 1974 года. Его труд высоко оценен Коммунистической партией и Советским правительством. Н. И. Чернявский удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В городе за доблестный труд в девятой пятилетке орденами и медалями награждены 143 передовика производства, в т. ч. орденом Ленина — слесарь машиностроительного завода А. В. Пшеничный и машинист локомотивного депо А. В. Москалев.

За успешное выполнение заданий девятого пятилетнего плана и социалистических обязательств, принятых в честь XXV съезда КПСС, коллектив станции Ясиноватая Донецкой железной дороги занесен на Республиканскую доску почета, а коллектив смены № 2 западной системы станции Ясиноватая и бригада по ремонту тепловой аппаратуры локомотивного депо Ясиноватая-Восточное Донецкой железной дороги, возглавляемая А. П. Акольцевым,— в Книгу трудовой славы на Выставке достижений народного хозяйства УССР.

Большой вклад в борьбу ясиноватцев за улучшение качества продукции, повышение производительности труда и досрочное выполнение планов девятой пятилетки внесли трудовые династии предприятий города. Основателем одной из них является М. В. Мишин — участник гражданской войны, бывший бригадир пути, первый на Ясиноватском железнодорожном узле кавалер ордена Ленина. Железнодорожниками стали его сын Григорий и три дочери, а ныне на дистанции сигнализации и связи Ясиноватского отделения работает внучка М. В. Мишина — Ольга Кучер.

На районную Доску почета занесена династия Калашников. Почетный железнодорожник, кавалер ордена Ленина Г. С. Калашник — на заслуженном отдыхе. Дело его продолжает сын Николай — машинист тепловоза. Внук Г. С. Калашника — Александр работает слесарем по ремонту электровозов.

С первых дней основания Ясиноватского машиностроительного завода более 20 лет трудился здесь А. Я. Матвейченко. Вначале он работал слесарем-сборщиком, а затем бригадиром в механосборочном цехе. За высокие производственные показатели удостоен ордена Трудового Красного Знамени, его имя занесено в Книгу почета завода. А. Я. Матвейченко — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы 2-й и 3-й степеней.

По стопам отца пошли сыновья. Старший сын В. А. Матвейченко начал трудовой путь в бригаде слесарей-сборщиков, которую возглавлял его отец. Молодой рабочий с большим старанием овладевал специальностью, приобретал опыт, а через два года уже сам руководил одной из бригад, вывел ее в передовые. В. А. Матвейченко награжден орденом «Знак Почета» и Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР, активно участвует в общественной жизни города. Пять раз его избирали депутатом Ясиноватского горсовета. Кроме основной профессии, он освоил специальность сельского механизатора. И когда наступает горячая пора жатвы, коммунист В. А. Матвейченко помогает в уборке урожая хлеборобам подшефного колхоза им. Калинина в селе Новоселовка Вторая Ясиноватского района. В 1974 году на отремонтированном им комбайне СК-4 он добился самой высокой выработки в колхозе — собрал и намолотил 660 тонн зерна. В. А. Матвейченко присвоено звание почетного колхозника.

С 18 лет трудится на заводе второй сын А. Я. Матвейченко — Иван. Он овладел специальностью дробеструйщика, ударник коммунистического труда.

В третьем механосборочном цехе возглавляет бригаду токарей ударник коммунистического труда комсомолец Станислав Матвейченко, сын В. А. Матвейченко. На заводе работает комплектовщицей жена Станислава — Лидия.

Основатель трудовой династии А. Я. Матвейченко — уже несколько лет на заслуженном отдыхе. Его сыновья и внуки стали квалифицированными рабочими, мастерами своего дела, ударным трудом они приумножают славу коллектива ясиноватских машиностроителей.

Широко развернулось в Ясиноватой строительство. За годы девятой пятилетки построены школа, детский сад, три магазина, профилакторий на 100 коек. Коммунальный жилищный фонд увеличился на 58 646 кв. метров. Расширяется сеть водопровода. Улицы застраиваются многоэтажными домами, построен первый девятиэтажный дом на 177 квартир. Проводится большая работа по озеленению города. Общая площадь зеленых насаждений достигает 19 329 га. В зелени и цветах утопает бульвар Ленина. Здесь к 50-летию Великого Октября сооружен памятник В. И. Ленину. В городском парке установлен монумент Славы воинам, погибшим в боях за освобождение Ясиноватой от немецко-фашистских захватчиков.

С каждым годом улучшается благосостояние населения. Одним из показателей этого является постоянный рост спроса на товары бытового и культурного назначения. Расширяется торговая сеть. В городе — 57 магазинов, 19 столовых, 9 парикмахерских, 8 мастерских бытового обслуживания, комбинат бытовых услуг. В личном пользовании жителей города — около 500 автомобилей, более 11 тыс. мотоциклов.

В Ясиноватой работают 3 больницы и 11 медицинских пунктов. О здоровье населения заботятся 188 врачей и 390 человек со средним медицинским образованием. При машиностроительном заводе открыт профилакторий. В семи детских дошкольных учреждениях города воспитываются около 2 тыс. детей.

Из года в год увеличиваются ассигнования на народное образование. В трех средних, трех восьмилетних школах и восьмилетней школе-интернате 296 учителей обучают около 5,5 тыс. учеников. В 1967 году была открыта семилетняя музыкальная школа. Городская пионерская организация насчитывает около 2,5 тыс. человек. Пионеры и комсомольцы школы № 3, готовясь достойно встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, собрали металлолом, из которого ясиноватские машиностроители изготовили два проходческих комбайна ПК-8 и проходческий щит для строителей Ленинградского метрополитена. Уже в конце марта 1969 года в сборочном цеху завода юные ленинцы торжественно передали комбайн «Ясиноватский пионер» представителям Солигорского комбината № 3. Более тысячи рабочих и служащих приобретают знания в одной заочной и двух вечерних школах. Около 3 тыс. юношей и девушек обучаются в техникуме транспортного строительства и трех технических училищах. Более 500 железнодорожников получают специальность и повышают квалификацию в технической школе.

В Ясиноватой есть два дворца культуры — машиностроителей и железнодорожников, работают 42 кружка художественной самодеятельности, охватывающие более тысячи человек.

В одной из комнат дворца культуры железнодорожников размещены экспонаты, освещающие жизнь и деятельность уроженца Ясиноватой, государственного и партийного деятеля УССР Н. А. Скрыпника.

В Ясиноватой работают 20 библиотек с книжным фондом около 300 тыс. томов. Издаются газеты «Красное Знамя» и «Ясиноватский машиностроитель». Жители города в 1975 году выписывали 57,6 тыс. газет и журналов. В составе городской организации общества «Знание» — более 800 лекторов, объединенных в 37 первичных организациях.

В городе — два стадиона, три комплексные спортивные площадки. При дворце культуры железнодорожников организована детская спортивная школа. Любители спорта объединены в трех добровольных обществах — «Авангард», «Трудовые резервы», «Локомотив».

Борьбу трудящихся за развитие экономики и культуры Ясиноватой возглавляют коммунисты. В городе — 68 первичных партийных организаций, в которых насчитывается более 3 тыс. человек. Делегатами XXV съезда Компартии Украины были избраны шлифовальщица механосборочного цеха № 3 Ясиноватского машиностроительного завода Т. В. Коломак, машинист электровоза локомотивного депо Ясиноватая-Западное В. Г. Аксенов и первый секретарь Ясиноватского райкома Компартии Украины Ю. П. Козлов.

О росте общественно-политической активности трудящихся свидетельствует работа городского Совета, в составе которого — 128 депутатов. Среди них — 96 человек, награжденных орденами и медалями СССР. Большую работу проводят 11 постоянных комиссий. Членам комиссий помогают 265 активистов. Деятельность городского Совета направлена на развитие хозяйства, культуры, улучшение благоустройства Ясиноватой. Из общей суммы городского бюджета на 1975 год — 495,5 тыс. руб.— на здравоохранение израсходовано 151,9 тыс. руб., на развитие культуры — 61,1 тыс. руб., на благоустройство — 260,5 тыс. рублей.

В производственной и общественной жизни активными помощниками партийной организации, городского Совета являются 64 первичные комсомольские организации, объединяющие более 6 тыс. юношей и девушек.

В 1972 году, в день железнодорожника, трудящиеся Ясиноватой отметили 100-летие своего города. К этой дате было приурочено открытие музея боевой и трудовой славы. Он размещен в пассажирских вагонах с паровозом одного из первых выпусков и установлен на рельсах рядом с дворцом культуры железнодорожников.

Документы

  • Все документы
  • Региональные
  • Положение об администрации города Ясиноватая

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie